Международный транспорт
и таможенное оформление

Хельсинки
+358 46 81 05 999
Санкт-Петербург
+7 812 936 01 98
+7 812 645 04 37

Поиск по сайту

Статьи

Версия Навального: как зарабатывает оператор системы «Платон»

30 декабря 2015

Версия Навального: как зарабатывает оператор системы «Платон»Оппозиционный политик Алексей Навальный в понедельник опубликовал на своем сайте документ, который может являться текстом концессионного соглашения государства с оператором системы взимания платы с грузовиков («Платон»). Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — является совместным предприятием Игоря Ротенберга (сына бизнесмена Аркадия Ротенберга) и «дочки» «Ростеха» — «РТ-Инвест». Как утверждает Навальный, документ, о котором идет речь, он получил на так называемый черный ящик — почтовый сервис, позволяющий сохранить анонимность отправителя.

Представитель Росавтодора (Федеральное дорожное агентство, подписало соглашение со стороны государства) заявил, что не сможет оперативно подтвердить подлинность документа, так как требуется дополнительная проверка. В информации, разосланной в СМИ, пресс-служба ведомства напомнила, что концессионное соглашение с оператором «Платона» — РТИТС ​​носит конфиденциальный характер и охраняется коммерческой тайной. «В настоящий момент решается вопрос о необходимости обращения в правоохранительные органы по факту данной публикации», — сообщила пресс-служба Росавтодора.

В разговоре с РБК чиновники предположили, что опубликованный Навальным экземпляр является одной из промежуточных версий соглашения. Однако документ содержит подписи руководителя Росавтодора Романа Старовойта и гендиректора РТИТС Александра Советникова. Дата заключения — 29 сентября 2014 года, что соответствует 30-дневному сроку, данному на подготовку концессионного соглашения, согласно распоряжению правительства РФ от 29 августа 2014 года №1662-р.

Представитель РТИТС, куда также обратился корреспондент РБК​, отказался комментировать любые вопросы, связанные с опубликованным документом.

Гарантированная доходность

Ежегодно РТИТС должна получать за свою работу из государственного бюджета «базовое вознаграждение» — 10,6 млрд руб. в год без НДС в период с 15 ноября 2015-го по 29 сентября 2027 года, следует из документа, размещенного на сайте Навального. Плата производится из российского бюджета дважды в год и частично​ индексируется на величину инфляции.

В случае плохой работы РТИТС предусмотрены штрафы, которые вычитаются из вознаграждения. Но есть важный момент: плата по итогам полугодия не может быть ниже 46,92% от базового размера, то есть меньше 4,98 млрд руб., говорится в том же документе. Если штрафы больше, они переносятся на следующий период. Полностью накопленные санкции будут вычитаться только в последнем платежном периоде, то есть в июле—сентябре 2027 года. До этого момента ежегодно РТИТС получает из бюджета минимум 9,96 млрд руб. (максимум 10,6 млрд), даже если ей выставлены крупные штрафы.

Представитель Росавтодора не смог оперативно прокомментировать, сохранилась ли эта норма в окончательном варианте (если предположить, что опубликованный Навальным текст — промежуточный).

Ожидание в call-центре: 180 секунд

РТИТС проверяет наличие системы «Платон» у грузовиков двумя способами: при проезде фур через стационарные рамки и путем мобильного контроля, когда специально оборудованные автомобили ездят по федеральным трассам и сканируют встретившиеся большегрузы. Сейчас на дорогах смонтировано 20 стационарных рамок, а после 15 июня 2017 года их число достигнет 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы.

Эффективность РТИТС, следует из документа, оценивается по четырем параметрам. Это число выявленных грузовиков, число идентифицированных автомобилей, собираемость платы и общая готовность системы.

Под выявленными подразумевается число автомобилей, зафиксированных рамками, от общего количества грузовиков свыше 12 т, проехавших через них. Выявленных должно быть не меньше 93%. Идентифицированные — это автомобили, чьи номера рамкам удалось прочесть. Их должно быть не меньше 95% от выявленных. Собираемость означает соотношение между тем счетом, который хозяин фуры должен уплатить (включая штрафы), и фактической оплатой. Плановый показатель для данного критерия — 99%. Наконец, о готовности системы говорит длинный перечень коэффициентов, связанный с готовностью рамок, мобильного контроля и центра обработки данных.

За несоблюдение этих критериев РТИТС может быть оштрафована, следует из документа, опубликованного на сайте Навального. Например, если рамки выявили 90% грузовиков (вместо 93%), санкции составят 42,5 млн руб., а если меньше 80%, то 530 млн руб. Если система может распознать номера менее чем у 82% выявленных машин, то штраф достигнет 212 млн руб. Впрочем, как уже было сказано, несмотря ни на какие штрафы, РТИТС получает гарантированное вознаграждение в размере 4,98 млрд руб. за полугодие.

В опубликованном Навальном документе предусмотрены — хотя и менее серьезные — санкции за плохую работу с пользователями системы. Например, время ожидания ответа в call-центре не должно превышать 180 секунд. Штраф за нарушение этого пункта — 530 тыс. руб., однако он накладывается лишь один раз за полгода.

Если сайт «Платона» не работает больше десяти минут подряд, оператор также рискует нарваться на наказание в 530 тыс. руб., а если целые сутки — более 1 млн руб. Но только при условии, что потеря работоспособности связана с неисправностью программно-аппаратного комплекса. В интервью РБК глава Росавтодора Роман Старовойт уверял, что причина сбоев в работе сайта в первые дни после запуска — хакерские атаки, причем они продолжаются «и до сегодняшнего дня» (интервью было опубликовано в начале декабря).

Отсутствие бортовых устройств

В документе с сайта Навального (приложение 2) сказано, что до плановой даты начала эксплуатации системы, то есть до 15 ноября, РТИТС должна была обеспечить готовность не менее 1 млн бортовых устройств. Еще 1 млн приборов оператор обязан закупить в последующие 19 месяцев (200 тыс. штук до 15 августа 2016-го и т.д., а последнюю партию — до 15 июня 2017-го).

На самом деле к 15 ноября РТИТС обладала лишь 200 тыс. бортовых устройств. Из них 170 тыс., рассказывал РБК Старовойт, были выданы до запуска системы, а 30 тыс. «еще не дошли до своих пользователей по разным причинам».

Представитель РТИТС ранее говорил корреспонденту РБК, что бортовые устройства не являются обязательным и единственным способом внесения платы (существуют маршрутные карты) и то, что, заказывая только 200 тыс., компания опиралась на заявки пользователей. Но именно такой подход привел к дефициту приборов. Как ранее рассказывали РБК дальнобойщики из разных городов, получить бортовые устройства могли только юрлица, а не ИП, составляющие большинство на рынке грузовых автоперевозок.

Самое главное: в обнародованном Навальным тексте нет никакой увязки между спросом на бортовые устройства и их количеством на момент запуска системы. Пресс-служба Росавтодора не смогла предоставить РБК оперативный комментарий на этот счет.

Сумма из воздуха

Навальный, опубликовавший документ, также указывает на отсутствие расчета — почему вознаграждение концессионера составляет именно 10,6 млрд руб. в год. Никакого экономического обоснования в тексте действительно нет.

Однако ранее чиновники делали прогноз, сколько система «Платон» принесет в бюджет за период действия концессионного соглашения (13 лет). В справке, сопровождающей распоряжение правительства от 29 августа 2014 года №1662-р, фигурирует цифра 1 трлн руб. Речь идет о периоде с середины ноября 2015-го до конца сентября 2027 года — 11 полных лет и 11,5 месяца. То есть «Платон», по задумке чиновников, будет приносить примерно 80 млрд руб. в год (без поправки на инфляцию). Впрочем, план на 2016 год пока скромнее — 40 млрд руб. Получается, базовое вознаграждение РТИТС в будущем году — примерно четверть заработанной системой суммы.

По словам юриста компании Herbert Smith Freehills Яны Ивановой, в российских инфраструктурных проектах концессионер, как правило, получает фиксированное вознаграждение, независимое от взимаемой платы, — система «Платон» не является исключением из общих правил. «Закон позволяет структурировать вознаграждение таким образом, что оно не зависит от риска спроса, — поясняет юрист. — Такая модель, когда государство берет на себя риск трафика, широко используется при реализации транспортных проектов в России и в лучшей международной практике». Но вознаграждение, подчеркивает юрист, может быть уменьшено государством на сумму штрафов, если качество оказываемой услуги не соответствует стандартам, четко установленным в соглашении.

Дорога в суд

Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального намерен обжаловать в суде факт заключения концессии между Росавтодором и РТИТС без конкурса. Первое слушание в Московском арбитражном суде назначено на 27 января 2016 года.

Юрист ФБК Иван Жданов пояснил в своем Facebook, что федеральный закон «О концессионных соглашениях» (115-ФЗ) содержит закрытый перечень случаев, когда соглашение может быть заключено без проведения конкурса. Это происходит, когда конкурс признан несостоявшимся либо имущество находится в аренде у концессионера (и одновременно соблюдается ряд других условий). «Случай по взиманию платы [создание системы «Платон»] явно не попадает в этот перечень», — резюмирует Жданов.

Яна Иванова из Herbert Smith Freehills не очень верит в успех этой тяжбы: «На мой взгляд, представители Росавтодора сумеют доказать легитимность процедуры заключения соглашения с РТИТС, поскольку такая возможность прямо предусмотрена законом».

РБК

Похожие публикации:


Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть:


Добавить комментарий:

Написать нам


    Ваше имя

    Ваш e-mail

    или телефон (c кодом):

    Сообщение

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Международный транспорт
    и таможенное оформление

    Санкт-Петербург
    +7 812 936 01 98
    +7 812 645 04 37
    Хельсинки
    +358 46 81 05 999