Международный транспорт
и таможенное оформление

Хельсинки
+358 46 81 05 999
Санкт-Петербург
+7 812 936 01 98
+7 812 645 04 37

Поиск по сайту

Статьи

На границе здравого смысла – проблемы таможенного оформления в 2009 году и перспектива на следующий год

В 2009 году российская таможня оказалась в затруднительном положении. Снижение импорта повлекло уменьшение платежей в федеральный бюджет и невыполнение плана. Ведомству пришлось поучаствовать в борьбе с иностранными грузоперевозчиками и практически свернуть программу по переносу таможенного оформления к границам РФ.

В конце 2008 года Федеральная Таможенная Служба России сообщила о перевыполнении годового плана. Однако если раньше госдоходы от импорта и экспорта росли очень быстро, и таможенники с легкостью перевыполняли планы, то уже осенью 2008 года наметилась тенденция уменьшения количества сборов от внешней торговли.

Таможенные платежи снижались в течение всего 2009 года. Уже по итогам января-февраля импорт в РФ уменьшился на 37,5%. По итогам I квартала 2009 года таможня перечислила в бюджет 872,5 млрд рублей (по сравнению с 1,4 трлн в 2008 году). И только в мае Федеральная Таможенная Служба решилась обнародовать плановое задание на весь год – 3,6 млрд рублей.

За 9 месяцев были собраны пошлины в размере 2,311 трлн рублей и за оставшиеся 4 месяца предстояло собрать 1,3 трлн рублей (почти как в I квартале 2008 года). При этом, ежемесячные платежи с августа были примерно на одном уровне – 330 млрд рублей. Таким образом, к 1 декабря ведомство перечислило в госбюджет 2,971 трлн рублей, и чтобы выполнить план, должно было собрать за декабрь рекордные 700 млрд, но такую сумму собрать не удалось.

Еще в начале 2009 года можно было предположить, что в плане сборов доходов от внешней торговли государство может пойти двумя путями. Первый предполагает рутинную планомерную работу таможни по сбору платежей. При этом ведомство не будут нервировать спуском «сверху» невыполнимых планов. Второй путь – максимально увеличить плановое задание и создать в ведомстве нервозную обстановку. К сожалению, государство пошло по второму пути. В итоге, таможенники стали заглядывать даже в сумки простых туристов, которые пересекали границу на автомобилях. В результате всех этих мер планы выполнить все равно не удалось, а вот очереди на границах выросли значительно.

Еще хуже пришлось профессиональным участникам внешнеэкономической деятельности. По их данным, корректировка таможенной стоимости приняла в прошлом году характер эпидемии. Они отмечают, что в 2009 году около 40% грузов подвергалось процедуре корректировки таможенной стоимости (КТС) в сторону увеличения. Таможенники прибегают к этим мерам для того, чтобы показать начальству хорошие данные отчетности по сборам платежей. Однако в дальнейшем эти решения предприниматели оспаривают в судах, которые в большинстве случаев отменяют КТС. Поэтому таможенники вынуждены часть средств возвращать бизнесу.

Впрочем, ранее бывший начальник Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев опровергал эти данные. По его словам, за 9 месяцев текущего года было осуществлено 28,9 тыс. таких процедур, что позволило увеличить платежи в бюджет на 2,66 млрд рублей. В 2008 году было произведено всего 27 тыс. таких корректировок. Прокофьев отметил, что доля КТС таможенных платежей невелика и составляет всего лишь 1,3% от всех платежей. Однако бизнесмены называют другие цифры. Кроме того, они говорят, что практически все корректировки оспариваются затем в суде. Около 80% решений по таким искам выносят в пользу бизнеса, и таможня вынуждена возвращать деньги.

Несмотря на кризис, руководители таможни в прошлом году также старательно пытались воплотить в жизнь концепцию по переносу таможенного оформления к границам России. Проблемы с реализацией концепции возникли сразу. Таможенное начальство, рассказывая о том, как исчезнут сотни внутренних таможенных постов и будут построены красивые и современные терминалы у границ, забывало сообщить, сколько будет стоить такая реформа. До кризиса предполагалось, что 60% расходов возьмет на себя бизнес, но после падения импорта на 40% предприниматели не нашли средств для материальной помощи государству. В октябре в Госдуме впервые признали, что денег на реформу нет. Об этом на заседании экспертного совета по таможенному регулированию комитета по бюджету и налогам заявил депутат Александр Коган.

Однако в отдельных регионах все-таки придумали, как реализовать концепцию хотя бы частично. Например, в СЗТУ решили открыть таможенные посты в уже созданных бизнесом логистических комплексах. Так, в 2010 году два новых таможенных терминала будут функционировать на Выборгской таможне, один – в Бурачках (граница с Латвией) и еще один – в городе Багратионовск Калининградской области (граница с Польшей). Между тем все эти терминалы уже сейчас работают в качестве крупных коммерческих логистических комплексов. Таможне не пришлось вкладывать средства в их строительство. В остальных, ранее намеченных для создания таможенных терминалов местах – в Кингисеппе и Печорах (российско-эстонская граница), в ближайшее время ничего построено не будет. Публично таможенное начальство продолжает твердить о том, что реформа по переносу оформления к границам будет реализована, но в частных беседах признают, что сейчас на это нет денег.

2009-й года отметился для российских таможенников еще и двумя пограничными «войнами». Обе они случились на границе с Латвией. В августе перед погранпереходами «Бурачки» и «Убылинка» встали в пробки несколько сотен грузовиков из-за того, что тщательному досмотру подвергались фуры с литовскими номерами. Почему-то именно литовских перевозчиков обвинили в контрабанде, хотя незаконным занижением таможенной стоимости грузов, как говорят участники рынка, могут заниматься только получатели товара. В декабре 2009 года на латвийскороссийской границе застряли уже тысячи фур – аналогичные санкции были введены против латвийских перевозчиков.

Впрочем, несмотря на все перипетии, с которыми столкнулась российская таможня в прошлом году, государство по-прежнему на стороне таможенников. В декабре главе ФТС Андрею Бельянинову была вручена Почетная грамота правительства РФ «За заслуги в реализации государственной таможенной политики и многолетний добросовестный труд», а также Орден Дружбы за безупречную службу. А значит, работу российской таможни улучшать незачем – власти все равно ценят и любят ее. Таким образом, в 2010 году году российские границы ожидает то же самое, что и в 2009-м, а очереди из тысяч грузовиков на границах будут напоминать о том, за что в России раздают награды.

«Росбалт» www.rosbalt.ru

Смотрите также:


Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть:


Добавить комментарий:

Написать нам


    Ваше имя

    Ваш e-mail

    или телефон (c кодом):

    Сообщение

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Международный транспорт
    и таможенное оформление

    Санкт-Петербург
    +7 812 936 01 98
    +7 812 645 04 37
    Хельсинки
    +358 46 81 05 999