Таможенное оформление при расхождении веса груза
Коварный «перегруз»
Строго говоря, такого слова в словарях русского языка нет, лишь кое-где оно отмечается как разговорный вариант одного из значений слова «перегрузка» — не того, где товар из одного места перекладывается в другое, а того, которое означает превышение допустимого веса.
Но профессионалам, осуществляющим грузовые международные перевозки, этот сленговый термин хорошо знаком. Для них «перегруз» означает различие между фактическим и заявленным на таможне весом груженого транспортного средства более чем на 5% в сторону увеличения, которое неизбежно означает проведение досмотра, то есть задержку, а то и простой, ведущий к финансовым потерям, и достаточно немалый штраф.
Почему к перегрузу столько внимания?
Сегодня большегрузные автомобили едва ли не самые многочисленные участники дорожного движения. Интенсивность грузового движения постоянно растет, водители в интересах получения прибыли порой намеренно перегружают автомобили. Все это ведет к разрушению дорожного полотна и повышению затрат на его ремонт. Чтобы обезопасить себя от такой ситуации, любая страна, осуществляющая международные перевозки грузов автомобильным транспортом, осуществляет весогабаритный контроль въезжающих автомобилей на таможенных постах, а также на специальных весовых постах по пути следования транспорта.
Что нужно иметь в виду перевозчику?
Во-первых, то, что в разных странах допустимый максимальный вес может быть разным. Если вы везете товары из Финляндии или Польши, вес груженого транспорта ограничен 40 тоннами (нормы в этих странах совпадают с российскими), а вот, скажем, для Украины лимит разен 38 т – и с нашей максимальной загрузкой вас туда не пустят.
Во-вторых, учитывается не только общий вес транспорта, но и нагрузки на ось. И таможенное оформление грузов может застопориться, даже если общий вес груза укладывается в пределы нормы, но распределен товар во время погрузки неправильно. А перегрузить контейнер после обнаружения осевого перегруза возможности уже нет.
Возможные причины перегруза:
Среди самых распространенных причин перегруза:
- Неучтенный добавочный вес. Это может быть вес топлива (500 литров бензина или дизельного топлива – это уже «лишние» полтонны), запасного колеса и автоцепей (еще сотня кг), запчастей и личных вещей водителя (еще 100-150 кг), снега на крыше фуры и на колесах в зимний период – в общей сложности неучтенного веса вполне может набраться от 700-900 килограммов до полутора-двух тонн.
- Неточные данные по весу контейнера или прицепа. Расхождения между «документальным» и реальным весом могут составлять и 500, и 1000 кг. Перед погрузкой следует определить реальный вес пустого прицепа и контейнера.
- Бессистемная загрузка машины, ведущая к осевому перегрузу. Это, как правило, на совести отправителя. Но перевозчик по возможности должен контролировать процесс погрузки – ведь проблему с перегрузом решать ему.
- Погрешность взвешивания. Допускается расхождение результатов взвешивания на разных весах на 2%. Но если на одном из пунктов взвешивания вы с трудом вошли в лимит, то на следующем – из-за погрешности – у вас могут зафиксировать перегруз.
Практические рекомендации:
До загрузки уточнять веса самого прицепа или контейнера.
При погрузке следить за правильным размещением груза, заменяя при необходимости автомобили на другие – с иной колесной формулой (к примеру, 4х2 поменять на 6х2 или 6х4), снижая нагрузку на оси.
Избегать большого количества дополнительного (не относящегося к перевозимому по договору) груза.
При перегрузе не отчаиваться и помнить:
→ на перегруз до 500 кг таможня обычно смотрит сквозь пальцы. Проявив «дипломатичность» можно уговорить и на тонну;
→ нужно получить распечатку и сравнить с распечатками предыдущих взвешиваний. Если прежде расхождения укладывались в 2%, а сейчас – нет – можно грозить жалобой на неверную настройку весов. Обычно это действует.
→ в любом случае в 15-дневный период вы имеете право обжаловать штраф.
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: