Перевозчик по договору — подводные камни грузоперевозки
Последние изменения, внесенные в Налоговый Кодекс, к сожалению, нередко позволяют посреднику выступать в качестве реального поставщика услуг.
Чаще всего такая интерпретация деятельности дистрибьютора случается в сфере грузоперевозок, где в результате притворной сделки, он в итоге выступает в виде главного перевозчика. В современных реалиях российских грузоперевозок отношения между поставщиком услуг и получателем, понятия «перевозчик по договору» и «диспетчер-посредник» искажены настолько, что уже противоречат нормам законодательства, на которые, как правило, и ссылаются сторонники так называемого «свободного» договора.
Эта самая свобода в отношениях между участниками сделки позволяет множеству мошенников не соблюдать определенные правила, призванные защищать интересы сторон контракта, а также избегать необходимой прозрачности в отчетности, особенно в налоговой сфере.
В пункте 1 статьи 313 ГК РФ говорится, что право на исполнение обязательств перед заказчиком услуг может быть передано должником какому-либо третьему лицу, но только в том случае, если он соответственно закону не должен исполнять обязательство самостоятельно. Получается, что заказчик обязан принимать действия третьего лица, исполняющего в свою очередь предложение должника. Из чего следует, что фактически ничто не может помешать посторонним лицам в этих отношениях притвориться транспортировщиком. Конечно, рассматривая ситуацию участия таковых лиц в исполнении обязательств по контракту транспортировки необходимо учесть и специальные положения в законодательстве касаемо именно самого процесса передачи имущества.
Так, в области международных грузоперевозок практически для всех способов транспортировки существуют такие понятия как «фактический перевозчик» и «перевозчик по договору».
По решению Женевской конвенции от 1956 года автоперевозка груза допускается с участием нескольких перевозчиков, но с определенными ограничениями, препятствующие диспетчеру-посреднику незаконно примкнуть к этой цепочке.
Посреднические услуги в грузоперевозках
Пожалуй, самое важное ограничение в этой модели отношений поставщика и получателя – это реальность соглашения. Так в сделке может участвовать только грузоотправитель, передающий груз, и транспортировщик, который его получает. Если посредник хочет быть первым или же единственным транспортировщиком, он обязан лично получить груз от отправителя и также лично передать его следующему участнику транспортировки, или передать его непосредственно получателю.
По статье 35 КДПГ в случае если один перевозчик получает имущество от другого, он обязан отдать последнему расписку о получении с точной датой и подписью, а также указать свои личные данные (ФИО и адрес) во втором экземпляре ТТН.
Таким образом, перевозчик принявший груз у предшественника, становится грузоотправителем и передает его следующему, который сначала выступает в качестве получателя. Сам факт реального приема ценностей в этой схеме отличает настоящего перевозчика (по договору) от простого диспетчера-посредника, который на самом деле не принимает их, соответственно не передает их грузополучателю, и тем более не имеет письменных доказательств передачи их от одной стороны договора другой. Это противоречит нормам КДПГ, на основании которых посредник, принимающий участие в передаче груза, не имеет права быть транспортировщиком.
Увы, сегодня все чаще под прикрытием таких соучастников сделки грузоперевозки или ТЭД между владельцем груза и получателем осуществляются агентские махинации, где дистрибьютор, являющийся всего лишь банальным диспетчером, пользуясь ситуацией, пренебрегает прозрачностью в отчетности о посреднических сделках.
Читать далее об изменении в законодательстве здесь>>
Другие статьи по теме вы можете прочитать здесь:
- Таможенное оформление товаров в местах, приближенных к границе РФ
- Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации
- Перевозчик по договору — слабое место нового закона о грузоперевозках
- Таможенное оформление грузов переносят из крупных городов – страдает международная перевозка грузов
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: