Инвентаризация составов административных нарушений ТК РФ
Таможенники предложили смягчить наказание за ряд нарушений
Конфискация товаров за недоставку транзитных грузов может быть отменена. А за отдельные правонарушения предлагается ввести такое наказание, как предупреждение. Кроме того, будут скорректированы нижние пределы административного штрафа за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
25 января 2016 года правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу РФ законопроект № 981889-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил».
Законопроектом предусмотрено уточнение составов и смягчение административной ответственности по отдельным правонарушениям в области таможенного дела. Принятие законопроекта позволит исключить неоднозначность описания диспозиций правонарушений и уточнить санкции, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершённым правонарушениям и их последствиям. Все это должно стимулировать отрасль и облегчить таможенное оформление перевозок.
В новой редакции предусматривается внесение изменений в главу 16 КоАП и исключается наказание в виде конфискации за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом. По ряду правонарушений вносимые изменения дают суду возможность налагать не штраф, а сначала предупреждение.
Например, сейчас в случае, если перевозчик не сообщит таможеннику об аварии, из-за которой он не может доставить товары в место назначения, на юридическое лицо налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей. После принятия законопроекта такому перевозчику может быть сначала вынесено предупреждение.
За нарушение срока оплаты таможенных пошлин снижается нижний предел административного штрафа – с 50 тысяч до 20 тысяч рублей.
Уточняется и диспозиция административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса, в части заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Также предлагается установить возможность освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 16.2 в случае добровольного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган. По ч. 2 ст. 16.2 аналогичная норма уже введена Федеральным законом от 12.02.2015 № 17-ФЗ.
Вносимые изменения позволят лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учётом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.
Законопроект разработан по итогам инвентаризации составов административных правонарушений и санкций, предусмотренных главой 16 («Административные правонарушения в области таможенного дела») Кодекса об административных правонарушениях.
Таким образом, административные наказания за таможенные правонарушения могут быть в настоящее время «очищены» от несвойственных им функций гарантирования бюджетных интересов и регулирования порядка поступления импортных товаров на внутренний рынок.
Учитывая изложенное, в законопроектах предлагается внести следующие основные изменения в главу 16 КоАП России:
→ Отменить конфискацию товаров как санкцию за правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2, статьей 16.7, частью 1 статьи 16.9 (в части недоставки товаров) КоАП России.
→ Дополнить часть 3 статьи 16.1, часть 2 статьи 16.6, статьи 16.8 и 16.11, части 3 и 5 статьи 16.12, статью 16.14, и часть 3 статьи 16.19 альтернативной санкцией в виде предупреждения;
→ Снизить нижний предел административного штрафа, установленного в отношении юридических лиц следующими составами:
- 16.2, ч. 3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
- 16.3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
- 16.4 – с однократной да одной второй незадекларированной суммы;
- 16.7 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
- 16.12, ч. 3 и 5 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб., но с увеличением верхнего предела с 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
- 16.15 – с 20 тыс. до 5 тыс. руб.; 16.19, ч. 2 – с однократной да одной второй стоимости товаров;
- 16.19, ч. 3 – со 100 тыс. до 50 тыс. руб.;
- 16.20, ч. 1 – с однократной до одной второй стоимости товаров;
- 16.22 – с 50 тыс. до 20 тыс. руб.
→ Изменить диспозиции составов, предусмотренных следующими статьями:
- 16.2, ч. 2 – в целях исключения наступления административной ответственности за указание неверного кода ТН ВЭД ТС при условии, что описание товаров заявлено в таможенной декларации достоверно и полно;
- 16.7 – дополнение диспозиции указанием на последствия предоставления декларантом таможенному представителю недостоверных сведений – уклонение от уплаты таможенных платежей.
→ Установить возможность освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 16.2 в случае добровольного обращения декларанта или таможенного представителя в таможенный орган, за исключением стратегически важных товаров и ресурсов.
По мнению экспертов предпринимательского сообщества, данные изменения представляют собой существенный шаг в направлении обеспечения справедливости и соразмерности наказаний за таможенные правонарушения. Вместе с тем, данная работа не окончена, и в настоящее время продолжается обсуждение поправок, предложенных бизнесом, но не вошедших в указанные выше законопроекты.
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: