Международный транспорт
и таможенное оформление

Хельсинки
+358 46 81 05 999
Санкт-Петербург
+7 812 936 01 98
+7 812 645 04 37

Поиск по сайту

Статьи

Сибирь может остаться без транзита

14 июля 2015

Международные перевозки грузов, международные автотранспортные перевозкиКазахстан намерен привлечь на трансказахстанские маршруты не менее 10 млн т грузопотока между КНР и ЕС. В 2014 году уже были введены новые железнодорожные линии. Всего же к 2020-му планируется отремонтировать 80% транспортных магистралей страны.

По разным расчетам, реализация всех этих мер позволит уже через 5 лет увеличить объем транзитных перевозок через Казахстан в 2 раза, а доходы от него – в 3 раза. Не сократятся ли из-за таких масштабных проектов международные автотранспортные перевозки по территории России? Сибирь – это именно тот регион РФ, который граничит с республикой, поэтому об угрозе перехода транзитных грузов к казахстанским игрокам транспортного рынка РЖД-Партнер побеседовал с президентом Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергеем Максимовым.

– Сергей Анатольевич, как Вы считаете, могут ли казахстанские перевозчики перетянуть на себя часть грузопотока, идущего сегодня по территории России?

– Да, мы уже сегодня можем наблюдать этот процесс. Например, на маршруте граница КНР – Казахстан – Новосибирск (а также другие города Западной Сибири) начинают превалировать казахстанские автоперевозчики. Это связано с запретом захода российских автомобилей в 50-километровую приграничную зону Китая. Напомню, это правило распространяется на тот автотранспорт, который следует транзитом через третью страну и не идет вглубь Китая, а только забирает груз с приграничных складов.

Это лишь один из примеров. Так, при автоперевозках российскими компаниями в Казахстан и транзитом через него существует ряд административных барьеров на дорогах со стороны казахстанских контрольно-надзорных органов. Это приводит к тому, что груз перетекает к транспортно-логистическим компаниям республики и даже российские экспедиторы начинают привлекать местных автоперевозчиков, чтобы сократить свои издержки.

– С чем, на Ваш взгляд, связано увеличение железнодорожных перевозок через Казахстан?

– Рост железнодорожных перевозок по Казахстанским железным дорогам в европейскую часть России часто обусловлен более низким железнодорожным тарифом. В последнее время увеличивается объем перевозок из Китая в Центральную Россию через Казахстан с выходом в Челябинской и Оренбургской областях.

– Как Вы считаете, в каких случаях отправителям более выгодно перевозить грузы по территории Казахстана, чем по территории России?

– Выгод здесь несколько. Первые две я уже обозначил выше: административные барьеры и более низкий железнодорожный тариф в Казахстане.

Однако есть и другие. Например, сегодня таможенные сборы в Казахстане меньше, чем в России, так как ниже НДС. Разница налога составляет порядка 4% и колеблется в зависимости от вида ввозимого товара. По правилам при условии транзита эта разница должна доплачиваться в России, но по факту груз оформляется как казахстанский и уже идет дальше не как транзитный, а как внутри Таможенного союза. Данная проблема неоднократно рассматривалась в рамках комиссий ТС, но реального механизма по недопущению этой ситуации так и не было выработано.

– Многие эксперты сегодня говорят об изменении грузопотоков и формировании новых транспортных коридоров. Как Вы считаете, удастся ли России и Казахстану воспользоваться этим моментом и сформировать оптимальные для обеих стран маршруты?

– Казахстану уже удается. Внешнеторговый товарооборот северных регионов Китая, и в том числе Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, растет достаточно высокими темпами и в ближайшее время может стать сопоставимым с таким регионом, как Шанхай. Соответственно, растет объем перевозок грузов по направлению на Россию, а также в страны Восточной и Западной Европы. В связи с этим Россией, Казахстаном и Китаем прорабатываются проекты создания международных транспортных (железнодорожных и автомобильных) коридоров транзитом через Казахстан. Однако они проходят по территории республики таким образом, что отрезаются регионы Западной Сибири и части Урала. В итоге значительная часть грузопотока переориентируется на транзит через Казахстан.

На мой взгляд, а также членов Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, необходимо включить в формируемые коридоры, железнодорожный Россия (Челябинская область) – Казахстан – Китай и автомобильный Европа – Казахстан – Китай, ответвление по маршруту Казань – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Барнаул – Казахстан – Китай. Это не только позволит сохранить грузопоток на территории России, но и даст возможность существенно расширить грузовую базу данных коридоров, аккумулировать и отправлять грузы из регионов Северного Урала и Западной Сибири в Казахстан и Китай, а также обратном направлении. Наличие международного коридора не только стимулирует грузопотоки, но и позволяет создавать стабильные, устойчивые маршруты.

Примером таких ответвлений могут быть панъевропейские («критские») коридоры. Министерство транспорта России должно активнее отстаивать вопросы развития маршрутов в Китай и страны Юго-Восточной Азии именно через территорию России, в том числе включение в состав формируемых международных транспортных коридоров ответвлений, проходящих по российским регионам.

Источник — Rzd-Partner

Похожие публикации:


Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть:


Добавить комментарий:

Написать нам


    Ваше имя

    Ваш e-mail

    или телефон (c кодом):

    Сообщение

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Международный транспорт
    и таможенное оформление

    Санкт-Петербург
    +7 812 936 01 98
    +7 812 645 04 37
    Хельсинки
    +358 46 81 05 999