Уснул за рулем
При длительных рейсах в экипаже дальнобойщиков может быть не два человека, а три. Время отдыха между двумя сменами у водителей может быть сокращено с 12 часов до девяти, но с обязательным двухдневным «уик-эндом» после такой «сдвоенной» смены. В июле вступает в силу новый вариант Положения об особенностях режима труда и отдыха водителей. Помогут ли эти изменения сделать наши дороги более безопасными?
Три человека погибли, 13 получили травмы в аварии, произошедшей на автодороге Белгород-Губкин в прошлую субботу. Грузовая фура въехала в пассажирский автобус, сбросила его с дороги и перевернула, превратив в месиво из металла и человеческих тел. К моменту аварии большая часть пассажиров автобуса уже вышла, но в салоне, к несчастью, оставалось еще 14 человек.
Причина аварии, как считает следствие, довольно распространенная для российских дорог: водитель фуры уснул за рулем. В месте, где случилось ДТП, дорога делает поворот, в который тягач просто не вписался. От поворота до остановки, где фура настигла автобус, около 300 метров. Это расстояние тягач проехал без управления, судя по всему, со спящим водителем. Во всяком случае, уже известно, что на момент ДТП он находился за рулем более суток, а перед последним рейсом спал всего около полутора часов.
Усталость водителя традиционно входит в число основных причин дорожных аварий. Точной статистики у нас не ведется, но, по оценкам экспертов, каждое пятое ДТП в России случается именно поэтому.
Вот и после того, как видео с места трагедии в Белгородской области было размещено в Интернете, на автомобильных сайтах развернулась бурная дискуссия на тему «кто виноват» и «что делать». Фургон обслуживал известную торговую сеть. «У продуктовых сетей очень жесткий график доставки. Если опаздываем с грузом, нещадно выдирают деньги из зарплаты. Водитель в подобных конторах спит за вахту в 5-6 дней дай Бог по 3-4 часа в сутки. Если повезет», — признаются водители. Топ-менеджмент экономит на транспортных расходах, и сказывается такая «соковыжималка» на водителях, теряющих здоровье, и тех, кто по несчастью оказывается под колесами их машин.
Но, между прочим, особенности тяжелого труда водителей оговариваются в Трудовом кодексе. Им, например, запрещено работать по совместительству — именно для того, чтобы не было причин накопить утомление за рулем. При этом более детально режим работы и отдыха утверждает своим приказом минтранс, и через несколько дней вступают в силу поправки в действующий документ. Например, график регулярных перевозок должен составляться на каждый календарный месяц. Рабочие дни в нем четко расписаны: время начала и окончания ежедневной смены, перерывы для отдыха и питания, еженедельный отдых. Если водитель будет находиться в междугороднем рейсе более 12 часов, ему разрешается иметь двух напарников. В рабочее время включено не только время проведения медосмотров, но и дорога до медучреждения и обратно.
График в рейсе стал более гибким: теперь непрерывно управлять автомобилем разрешено не 3, а 4 часа, а потом обязателен первый 15-минутный перерыв для отдыха. Отдых с обедом должен занимать минимум полчаса. Смены могут составляться более лояльно — теперь разрешено, к примеру, уменьшить обязательный перерыв между двумя 12-часовыми сменами в рейсе с 12 до 9 часов (нормально выспался, поел и дуй дальше…). Но после такой «сдвоенной» нагрузки водитель должен получить двухдневный отдых…
На бумаге все очень гладко. Но в жизни — увы. Это признают и сами водители, и утверждают трудовые инспекторы. По данным Роструда, несоблюдение режима труда и отдыха, постоянные переработки с неоплатой сверхурочного времени, отсутствие обязательного медосмотра перед рейсом, заключение трудовых договоров с многочисленными нарушениями — все это «трудовые будни» водителей на большинстве проверенных автопредприятий страны.
Водители вынуждены играть по предложенным правилам: откажешься, начнешь качать права — всегда найдется кто-нибудь более сговорчивый.
Между тем, наказание владельцев и руководителей предприятий, нарушающих трудовой закон, — это административный штраф. На предприятия может быть наложен штраф 30-50 тысяч рублей. Должностные лица, как и частные предприниматели, собственно, и утверждающие такие рабские графики работы, могут «пострадать» всего-навсего на 1-5 тысяч рублей (если, конечно, проверка не связана с тяжелым ЧП, подобным случившемуся под Белгородом).
А что говорят сами водители? «Пока все машины будут ехать не по тахографу, нарушения будут постоянными. Причем нужны современные, чиповые приборы, чтобы невозможно было «скрутить» показатели». К слову, как уже сообщала «РГ», введение тахометров на большегрузах уже началось. Дальнобойщики делятся и европейским опытом: «Там за нарушение режима штрафуется водитель — от 800 до 2500 евро, а владелец транспорта — от 1 тысячи до десяти. Жестко? Зато никто и не нарушает».
Российская газета
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: