Президент Путин предлагает повысить тарифы РЖД
Поручение предусмотреть индексацию в этих пределах правительству дал президент Владимир Путин. Перечень его поручений по итогам совещания с членами правительства 25 июня опубликован на сайте Кремля. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году будут проиндексированы в размере до 10%.
Как сообщалось ранее, чтобы стимулировать рост экономики, правительство заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 г., а в 2015-2018 гг. утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Первоначально в рамках долгосрочного тарифного регулирования Федеральная служба по тарифам РФ утвердила индексацию грузовых ж/д тарифов на 4,8% в 2015 г., на 4,9% – в 2016 г., на 4,5% – в 2017 г. и на 4,1% – в 2018 г. Однако в мае правительство скорректировало прогноз индексации в связи с пересмотром параметров инфляции в большую сторону: в 2015 г. ставки решено повысить на 6%, в 2016 г. – на 5%, в 2017 г. – на 4,5%.
Между тем президент РЖД Владимир Якунин написал В.Путину, что и при индексации на 6% «компенсировать возникшие провалы (бюджета от замораживания тарифов в 2014 г. – ИФ) будет нереалистично». Старший вице-президент монополии В.Михайлов ранее заявлял, что считает справедливой индексацию тарифов на перевозки грузов по железной дороге в 2015 г. на уровне 14-16%. Это позволило бы компенсировать эффект от неиндексации тарифа в 2014 г., уточнял он. При этом топ-менеджер выражал сомнение, что такая индексация будет утверждена правительством.
Впрочем, глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял «Интерфаксу», что, по мнению его ведомства, экономика РФ пока не готова к росту грузовых ж/д тарифов в 2015 г. выше инфляции. «Я думаю, что уровень инфляции – это абсолютно объективное предложение и подход», – отметил министр, подчеркнув, что реальный рост цен в промышленности (очищенный от инфляции) является нулевым уже на протяжении двух лет. «Если вычесть инфляцию, то цена (производителей – ИФ) не растет», – говорил он. По мнению Д.Мантурова, в этом вопросе нужно искать «золотую середину»: с одной стороны ведомство «не за то, чтобы поднимать резко тарифы», с другой стороны размер инвестпрограммы РЖД определяет объемы закупок у промышленных предприятий.
Индексация в 2015 г. – часть плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014-2015 гг. убытков ОАО «Российские железные дороги» (MOEX: RZHD), который В.Путин поручил правительству вместе с РЖД подготовить в двухнедельный срок.
План также должен предусматривать индексацию тарифов РЖД в 2014 г. на перевозку отдельных видов грузов «в пределах полномочий этого акционерного общества». Фактически этот пункт уже реализован: правление РЖД в начале июля отменило свое январское решение и предписало обеспечить вступление в силу решений от 7 декабря 2013 г. Тогда было принято решение повысить тарифы на экспорт нефти и нефтепродуктов на 13,4%, а также на транспортировку дизельного топлива (за исключением перевозок внутри РФ на Дальний Восток) – на 12,5% (в том числе – на возврат порожних вагонов).
Поручения президента также предусматривают принятие мер по урегулированию долгов федерального и региональных бюджетов перед РЖД по пригородному пассажирскому сообщению. При этом глава государства поручил во взаимодействии с регионами обеспечить «стабильность платы» за предоставленные региональными ж/д перевозчиками услуг по перевозке пассажиров. Также В.Путин поручил проработать вопрос об установлении нулевой ставки НДС на такие перевозки.
Как сообщалось ранее, с 2011 г. пригородные ж/д перевозки в России осуществляются по новой схеме: субъекты РФ формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе экономически обоснованных расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики. Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета. Между тем, часть регионов даже с учетом компенсаций не в полном объеме возмещает пригородным компаниям стоимость их услуг, ссылаясь на непрозрачность структуры расходов пригородных пассажирских компаний, которая не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов.
Весной правительство сочло целесообразным перейти к модели формирования регионами долгосрочного транспортного заказа на пригородные пассажирские ж/д перевозки. При этом концепция их развития предполагает обязанность регионов РФ организовывать такие перевозки, но при этом они могут отказаться от железнодорожных услуг в пользу доставки пассажиров другими видами транспорта. Согласовывать региональные планы транспортного обслуживания и объемы заказа в ж/д сообщении в этом случае будет Минтранс.
Кроме того, правительство рекомендовало регионам использовать для субсидирования пригородных пассажирских ж/д перевозок средства имущественного налога, уплачиваемого владельцем железнодорожных путей общего пользования (почти всеми ими владеют РЖД).
Интерфакс
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: