Александр Романович: необходимы решительные и незамедлительные меры по реформированию таможенной системы страны
Заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Александр Романович высказался о непростой ситуации на российской таможне, которая обсуждалась на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение «дорожной карты» Правительства Российской Федерации «Совершенствование таможенного администрирования»
– В рейтинге Всемирного банка по категории «Международная торговля» из 190 стран Россия занимает 162-е место. В этом рейтинге оцениваются условия перемещения товаров в результате экспортных и импортных операций, чем выше в списке страна – тем хуже ее дела. Государство, по землям которого исторически пролегли маршруты движения товаров «из варяг в греки», должно создавать наиболее комфортные условия для их транзита и извлекать из этого выгоду. Это теоретически. На практике же все с точностью почти до наоборот.
Не так давно мне довелось принимать участие в парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение «дорожной карты» Правительства Российской Федерации «Совершенствование таможенного администрирования».
Символично, что во встрече принимали участие депутаты Государственной Думы, представители бизнеса, делегаты от заинтересованных ведомств, не было лишь представителей Федеральной таможенной службы. А ведь приглашали – как же обсуждать такие вопросы без них?..
Участники слушаний категорически согласились с Владимиром Путиным в необходимости сократить простои товаров внешнеэкономической деятельности, как минимум, в 7 раз. И в том, что Россия должна стать страной, привлекательной для транзита. С досадой говорилось о том, что 30-40% товаров, движущихся в Россию и из России, застревает на границах нашей державы на неоправданные сроки, о том, что итальянский таможенник за час пропускает в среднем 100 автомобилей, а наш – 10… И что с этим безобразием надо бороться, благо существует утвержденная правительством «дорожная карта».
Я участвовал в этих парламентских слушаниях, потому что таможенная тема меня, как заместителя председателя Комитета по международным делам, искренне волнует. Если театр начинается с вешалки, то страна для многих начинается не с аэропорта прибытия, а именно с таможни. А товарооборот между странами является одним из базовых факторов политических взаимоотношений.
Еще в 2010 году Государственная Дума приняла федеральный закон № 279, ратифицирующий соглашение «О присоединении к Киотской конвенции», подписанное правительством страны. В соответствии с этим документом, Россия присоединяется к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принимает обязательства содействовать упрощению этих процедур и практическому применению положений международного акта на национальном законодательном уровне. На приведение российского законодательства в соответствие с этим соглашением отведено 3 года, т.е. срок заканчивается в 2014 году. Хочу подчеркнуть, что Киотская конвенция и разработанная правительством «дорожная карта» во многом совпадают и что до завершения работы сегодня у нас осталось всего 7 рабочих месяцев.
Что же на сегодняшний день сделано в этом направлении?
Не сделано ничего.
Не принято ни одного законодательного акта. Подобные акты просто не поступали в профильные комитеты Государственной Думы. И даже парламентские слушания чиновники Федеральной таможенной службы, как уже говорилось, предпочли «прогулять».
В процессе прохождения грузов через таможенную границу Российской Федерации принимают участие несколько агентств, включая Россельхознадзор. По тому, с какой черепашьей скоростью через границы России движутся грузы, видно, что вовлеченные ведомства никак не научатся «играть в общем оркестре». По идее, руководить этим оркестром должно Правительство, стоящее над ведомствами. Но Правительство этим, похоже, не занимается.
Может быть, депутатам и другим участникам недавних слушаний самим прийти на работу и в Федеральную таможенную службу, и в Россельхознадзор? Прийти и объяснить, что нужно делать для того, чтобы наказы главы страны и постановления Правительства воплощались в реальность. Мы бы могли, пишу об этом без тени иронии.
Есть и другое предложение. На заре своей «императорской карьеры» Петр I сделал очень правильную вещь – создал два полка новой армии. Он не стал терять время на реформирование имеющейся армии, а создал Семеновский и Преображенский полки, заложив тем самым основу новой армии Российской Империи. Может быть, стоит взять на вооружение опыт Петра и создать альтернативную или, если хотите, параллельную службу по таможенному контролю, поручить ей один приграничный регион в качестве пилотного и посмотреть, как заработает новая таможенная система.
И уж, как минимум, в самое ближайшее время необходимо пригласить в Государственную Думу на «правительственный час» руководителя Федеральной таможенной службы. Я предложу ему создать совет, в который войдут депутаты, представители заинтересованных организаций и профильных ведомств, включая саму таможенную службу. На совет нужно будет возложить ответственность за продвижение «таможенной карты». Тех, кто тормозит процесс, будем увольнять с работы.
Одним словом, необходимы решительные и незамедлительные меры по реформированию таможенной системы страны. Хочу напомнить: в коррупционных рейтингах работники российской таможенной службы сегодня держат одно из призовых мест. В том, что Россия занимает столь незавидное место в рейтинге международной торговли, есть немалые заслуги таможенного ведомства страны.
Источник — Spravedlivo.ru
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: