Новые дороги? Увы, Владимир Владимирович!
Из расчетов Росавтодора следует, что бюджетных средств, выделяемых на претворение предвыборных обещания Владимира Путина, не хватит для развития дорожной сети. Основная задача государства сейчас — ремонт трасс, и с 2014 года расходы на содержание и ремонт федеральных трасс наконец достигнут установленной нормативами отметки, но на сооружение новых дорог по-прежнему не будет хватать средств.
По утвержденным бюджетным проектировкам расходы на строительство дорог начинают сокращаться с 2014 г. Минфин согласен увеличить финансирование на 26,7 млрд руб. в 2014 г. и 63,2 млрд в 2015 г., рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Эти деньги будут потрачены на выполнение задач из предвыборных статей и первых указов президента Владимира Путина, объясняет сотрудник аппарата правительства. В статье об экономике Путин обещал поддерживать инфраструктурные проекты, чтобы обеспечить «транспортную связанность» страны.
Увеличение финансирования дорог можно только приветствовать, но все равно нарастить инвестиции в строительство новых дорог не получится, сетует федеральный чиновник, занимающийся инфраструктурой. По расчетам Росавтодора, благодаря дополнительным тратам удастся обеспечить небольшой номинальный прирост капитальных затрат в 2014-2015 гг. в сравнении с уже утвержденным планом. А с учетом инфляции объем расходов в ближайшие годы будет стагнировать, а затем снижаться, замечает федеральный чиновник, достаточно посмотреть на удельный вес дорожных расходов в ВВП. Представитель Росавтодора не смог оперативно прокомментировать эти расчеты, но и не опроверг их.
К 2015 г. после временного увеличения благодаря крупным инвестициям в олимпийские проекты сокращаются все госрасходы на транспорт, указывают эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в докладе об основных направлениях бюджетной политики: с 2,2% ВВП в 2011 г. до 2% через четыре года. Только на дорожное хозяйство в 2013 г. нужно тратить почти втрое больше – 1,8% ВВП против запланированных пока 0,68% ВВП, рекомендуют авторы доклада, а к 2015 г. расходы должны достигнуть 2,3% ВВП. При этом, по оценкам ВШЭ, на строительство федеральных трасс следует выделять дополнительно по 250 млрд руб. в год: на эти деньги можно было бы построить 500-550 км федеральных магистралей с 4-6 полосами (сейчас общая протяженность федеральных трасс – чуть более 50000 км).
Нынешний дорожный бюджет проблему строительства новых трасс не решает, констатирует федеральный чиновник. Главная цель сейчас – выход на нормативное финансирование ремонта и содержания, так что это бюджет развития, а не просто попытки остановить деградацию инфраструктуры, комментирует данные Росавтодора высокопоставленный чиновник Минтранса. А потом приоритет будет у строительства новых дорог, добавляет он.
Выгоды от развития инфраструктуры распространяются по всей экономике, указывают аналитики Goldman Sachs в отраслевом обзоре: первыми выигрывают подрядчики и поставщики стройматериалов, в дальнейшем рост плотности дорожной сети поможет строителям и девелоперам освоить ранее не использованные территории, ритейлеры оптимизируют транспортные издержки, а экономический рост увеличит налоговые поступления в бюджет.
Но пока отдача от вложений в инфраструктуру невелика, указывает Всемирный банк: в рейтинге экономик по качеству транспортно-логистического потенциала показатели российской инфраструктуры в среднем на 0,5 балла ниже (из 4 возможных), чем у стран с сопоставимыми доходами на душу населения.
По данным TKS
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: