Технические инновации в логистике
В последние годы наш мир меняется все быстрее. Предсказать, какой станет жизнь вокруг нас, все сложнее – для этого необходимо расширять горизонты и рассматривать возможные альтернативные пути развития. Всё это касается и логистической сферы, куда также приходит технический прогресс. Одна из идей — беспилотные автомобильные грузовые перевозки.
Но возможно ли это?
Рынок беспилотных автомобилей может очень сильно изменить логистическую отрасль. Системы управления цепочками поставок нового поколения получат в свое распоряжение небывалые возможности по оптимизации транспортной логистики.
Сегодня автономными автомобилями занимаются почти все крупные автомобильные концерны. Одними из первых, кто открыто предъявил свои достижения, были компании Volvo и Audi. Их прототипы умели самостоятельно встраиваться между машинами, движущимися в автономном режиме за ведущим (на эту роль прочили фуры «дальнобойщиков»).
При этом для «новеньких» без участия человека освобождалось место, а стоило кому-то покинуть вереницу, как ряды смыкались.
От международных брендов не отстает и российский производитель большегрузов: первый КамАЗ, способный обходиться без водителя, продемонстрировали еще в 2015 году, а серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться уже в 2018 году.
Подводные камни на пути прогресса
Однако в предложенных концептах полноценного автопилота не обещают, так как такие машины смогут самостоятельно передвигаться лишь в пределах заданной полосы, для объезда препятствий и перестроения необходима важная технология, отсутствующая на данный момент: единая стандартизированная система общения «автомобиль — автомобиль» и «автомобиль — инфраструктура», а это пока — камень преткновения для большинства современных автопилотов, тем более если речь идет о международных автомобильных перевозках.
В настоящий момент идет формирование стандартов связи машин, стандартов взаимодействия софта, нормативной базы и стратегии развития дорожной инфраструктуры.
Огромным подспорьем в создании стопроцентно работающего автопилота был бы единый, стандартизированный и отказоустойчивый стандарт общения машин между собой и с центрами управления дорожным движением.
На данный момент таких не существует, каждая компания тестирует собственные разработки. Но определенные подвижки есть и в этом деле. В январе 2014 года был организован консорциум AdaptIVe, в который вошли 29 компаний из различных автомобильных и научных сфер. В течение ближайших лет они будут работать совместно с представителями правительств, разрабатывать и внедрять единые стандарты.
Координирует работу концерн Volkswagen.
Беспилотники — толчок для развития инфраструктуры?
Создание полноценных беспилотных автомобилей повлечет за собой и совершенствование всего дорожного комплекса. Например, строительство трасс, предназначенных специально для беспилотных автомобилей, может стать частью плана по развитию рынка беспилотных грузоперевозок.
Как рассказал директора Департамента программ развития Александр Славуцкий, Министерство транспорта уже приступило к созданию профильной межведомственной рабочей группы, которая будет заниматься разработкой этого плана.
Вначале, рабочая группа должна будет пересмотреть существующие сейчас стандарты проектирования дорог общего пользования и внести в них такие изменения, чтобы в будущем они были пригодны для эксплуатации «беспилотниками».
В числе прочего, по мнению заместителя председателя правления ГК Автодор Александра Носова, необходимо разработать множество инфраструктурных объектов и дело здесь не ограничиться только новыми дорожными знаками. Необходимо выстроить инфраструктуру в соответствии с парадигмой V2I (vehicle-to-infrastructure), которая будет в автоматическом режиме обмениваться с бортовыми компьютерами автономных автомобилей информацией о сложном или аварийном участке дороге, либо об участке со скоростным лимитом.
Первой трассой, которая будет приспособлена для «беспилотников», может стать дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Новороссийск.
Плюсы беспилотных автомобильных грузовых перевозок очевидны: на дорогах будет меньше ДТП, так как машины не будут нарушать правила; машины будут ездить круглосуточно, из-за чего все логистические компании будут работать намного быстрее и сроки заказов значительно сократятся.
В конце-концов, беспилотные автомобили могут повлиять и на стоимость грузовых перевозок.
И всё же, автоматические грузоперевозки – спорный предмет и потенциальный источник безработицы для водителей-дальнобойщиков.
Многие эксперты оценивают эту идею как чрезвычайно амбициозную, поскольку прежде чем применять все эти технические новинки на практике, необходимо выработать соответствующие нормы на международном уровне.
Так, должны быть разработаны и сертифицированы методики защиты каналов связи и шифрования передаваемых данных, созданы новые юридические нормы урегулирования последствий ДТП с участием беспилотных автомобилей и т.д.
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: