Бизнес в Финляндии
Доставка из Финляндии — как вести бизнес с соседями?
Многие отечественные предприниматели, в особенности из Москвы и Санкт-Петербурга, обращают свое внимание на нашего европейского соседа, Финляндию, как на бизнес-партнера. Что не удивительно, ведь товары из этой страны уже давно и заслуженно пользуются спросом у российских покупателей.
Доставка из Финляндии стала привычным делом. Финны экспортируют довольно много всего. Начиная от сельскохозяйственной продукции и заканчивая машиностроительной. Однако, для успешного ведения бизнеса с другой страной, необходимо помнить о разнице в менталитете, законодательствах и нормах этикета.
Приведем здесь несколько советов для тех, кто планирует начать бизнес с Финляндией.
Выбор поставщика
Как известно, не бывает правил без исключений, но есть все-таки общие понятия о том, как нужно вести себя предпринимателю в Финляндии.
Будьте пунктуальны!
Если договорились о встрече, приходите точно вовремя. Иначе вас сочтут необязательным человеком. В Финляндии верят фактам, а не красивым словам. Обещания должны выполняться, даже если они устные, а электронным письмам верят как официальным документам (и могут использовать в суде, в случае необходимости, в качестве доказательств).
К иностранцам в этом смысле, тем более, «завышенные» требования. Также финнов настораживает, если человек стремится показать свое богатство. И это имеет логическое объяснение. Например, если предприниматель-консультант приезжает к клиенту на дорогущем Мерседесе, одет в костюм за десять тысяч евро, да и вообще весь в золоте – бриллиантах, финский потребитель его услуг подумает: « Если он уже такой богатый, то у него и так все хорошо. Зачем ему еще нужен я?».
Бизнесмен, конечно, должен хорошо выглядеть. Но не «слишком». Русские бизнес-леди, приходящие на деловую встречу в понедельник к девяти утра на шпильках и при полном макияже, безусловно, очень понравятся финнам. Как мужчинам. А вот у как потенциальных деловых партнеров серьезного отношения не вызовут.
К примеру, даже высокопоставленные финские дамы иногда приходят на встречи в платье за пятнадцать евро. А бывший министр окружающей среды (представитель партии зеленых) ездила на все заседания на велосипеде. В крупных организациях, конечно, есть определенный дресс-код. В мелких и средних- нет. Ну и, конечно, есть очень большая разница между Хельсинки и остальной Финляндией. В столице все, понятно, несколько высокопарнее. В провинции — попроще.
Выбор посредников
Международная торговля предполагает, что в своей деятельности вы столкнетесь с необходимостью оформлять таможенные и транспортные документы, сертификаты и страховки, осуществлять доставку из Финляндии в Россию, где-то складировать груз.
И, только если вы не владелец крупной корпорации, скорее всего вам придется прибегнуть к услугам посредников — таможенных брокеров, транспортно-экспедиторских компаний, складских арендаторов, страховщиков и прочее.
На счастье, многие профильные компании предлагают тематические комплексы услуг, «заточенных», в частности, и под различные виды грузоперевозок из Финляндии. В частности, наша компания владеет собственным консолидационным складом в Финляндии.
Знание ВЭД
Даже если большую часть работы по составлению документации вы поручаете специалистам, ознакомиться с основополагающими принципами внешнеэкономической деятельности, всё-таки стоит. Что же такое ВЭД?
Внешнеэкономическая деятельность – дело доходное. Но сложное, особенно если нет опыта.
Внешнеторговые операции автоматически ведут к регистрации компании в статусе участника ВЭД и, соответственно, требуют перехода персонала на другой уровень знаний торгового, транспортного, таможенного, валютного законодательства, международного торгового права, знаний валютных финансовых операций, бухгалтерии и налогообложения, отчетности и документооборота, знаний правоприменительной практики – и наличия практического опыта.
Статус участника ВЭД предполагает тесное знакомство с новыми надзорными, контролирующими и разрешительными госструктурами, с прямыми и встречными проверками и сверками.
В этапы внешнеэкономической деятельности входит, не только таможня и транспорт, как отвечает более 70% руководящих сотрудников компаний, связанных с внешней торговлей.
Сюда входит всё:
- подготовка сделки и компании,
- подбор участников сделки,
- оформление контрактов и договоров,
- реализация сделки (закупка, поставка, транспорт, таможня, склад, использование или продажа),
- финансовые расчеты,
- отчетность и документооборот,
- налоги,
- прохождение проверок.
Страхование грузов
В процессе перевозки грузы подвергаются целому ряду рисков, которые могут привести к их повреждению или утрате. Такая ситуация может стать неприятным сюрпризом для грузовладельца, а в некоторых случаях и оказаться серьезным ударом по его финансовой устойчивости. Увы, предусмотреть и полностью исключить все риски невозможно. В такой ситуации логичным решением является страхование грузов.
Расходы на страхование можно заранее запланировать в бюджете компании. В тоже время потери, связанные с возможным повреждением или потерей грузов, являются абсолютно непрогнозируемыми, но в любом случае значительно превысят расходы на страхование грузов.
Незапланированные расходы
Жизнь находится в постоянном движении, экономические и торговые рынки — тоже. Поэтому, при ведении любого бизнеса, необходимо быть готовым к внезапному изменению ситуации, в том числе и к дополнительным расходам. Валютные колебания, сезонный дефицит транспорта, простои на складе, таможенный досмотр, срочные доставки (если поставщик опаздывает с производством) — это и другое может привести к увеличению бюджета сделки.
Сроки и стоимость доставки из Финляндии
Возникающие непредвиденные обстоятельства часто влияют и на сроки доставки.
Кроме этого, важно подобрать оптимальный вид транспорта для перевозки груза. Стоимость доставки груза – еще аспект, который волнует каждого клиента логистической компании независимо от типа груза, способа и дальности перевозки.
Размер ставок логистических компаний на свои услуги состоит таких статьей расходов, как топливо, оплата труда работников и других расходов в зависимости от типа перевозки.
Например, если экспедитор организовывает для клиентов мультимодальные перевозки, в маршруте которых будут задействованы морские линии, то к стоимости доставки добавятся портовые сборы. Логистические компании, у которых нет своего автопарка, могут проявлять гибкость при формировании стоимости перевозки, поскольку они не несут непосредственно расходов на зарплаты водителей, ремонт транспортных средств, налоговых и амортизационных расходов и т. п.
После того как грузополучатель ознакомился со ставками разных компаний, он должен определить, какие расходы были учтены в ставке, а с какими, возможно, придется столкнуться уже после начала сотрудничества.
Например, среди дополнительных расходов, которые зачастую не учитываются в расчете ставки, встречаются:
- оформление экспортной декларации и некоторых других сопроводительных документов;
- дополнительное страхование;
- охрана и сопровождение груза;
- загрузка, перезагрузка и выгрузка товара;
- расходы на оплату проезда по платным трассам, через платные мосты и тоннели;
- переправа автотранспорта на паромах;
- платеж за перегруз транспортного средства (например, когда клиенту требуется перевозка негабаритных грузов автотранспортом);
- и некоторые другие расходы, возникающие при изменении стандартных условий (досмотр на таможне, простой транспорта, корректировка таможенной стоимости).
Финский менталитет
Финны интровертны, скромны, спокойны и никогда не бывают напористыми. Они создают ощущение надёжности, даже когда молчат.
Склонны к излишней прямоте. Хорошие слушатели, относительно терпимы и терпеливы. Славятся своим неординарным мышлением, изобретательностью и неподкупностью. Не видят разницы между заявлением и обещанием.
Важными чертами национального характера наших северных соседей являются точность, любовь к порядку и планированию, организованность и пунктуальность. В первую очередь это относится ко времени. О встрече всегда договариваются заблаговременно. На переговоры являются точно в назначенное время, отклонение от которого не должно превышать 3-5 минут, в исключительных случаях — до 15 минут.
Доверие — главное условие для совместного бизнеса. Финны, прежде чем заключить контракт, изучат партнера, его фирму. Русскому предпринимателю следует иметь в виду, что финны до сих пор с некоторым недоверием относятся к иностранцам. Но при этом, если становятся партнерами, то, как правило, очень надежными.
Презенты для партнеров
В Финляндии очень внимательно следят за тем, кто какие подарки получил, насколько дорогие. Особенно сложно с этим в государственных корпорациях, там очень пристально следят за подарками. Старайтесь, чтобы подарок был не дороже 50-100 евро.
Финны боятся того, что их «покупают». Можно пригласить на ланч, это нормально.
Самая большая проблема в общении между русскими и финскими бизнесменами— это язык. Английского должно быть достаточно, когда обе стороны владеют им на таком уровне, который позволяет общаться. В России и в Финляндии многие им владеют, но если нет, то требуется переводчик, а при переводе всегда что-то теряется…
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: