Международный транспорт
и таможенное оформление

Хельсинки
+358 46 81 05 999
Санкт-Петербург
+7 812 936 01 98
+7 812 645 04 37

Поиск по сайту

Статьи

Иран выходит на рынок Евразийского экономического союза

22 июля 2015
международные грузовые перевозки в Иран

Удобное географическое положение Ирана оценят все участники ТС

В Алма-Ате 22–24 июля пройдет казахстанско-иранский бизнес-форум, который стал возможным после урегулирования «ядерного вопроса» Ирана с «шестеркой» международных посредников. Это может оказать значительное влияние на ситуацию в экономике целого ряда постсоветских государств, особенно стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые граничат с Ираном, – России, Казахстана (по морю) и Армении. Снятие санкций с Ирана увеличит товарооборот с этой страной, а также придаст новое направление грузопотокам, в частности — международным грузовым перевозкам в этот регион.

Казахстан стал первой страной, с которой Иран начинает масштабное торгово-экономическое сотрудничество. Судя по всему, это своего рода благодарность Тегерана за участие Казахстана в переговорах по урегулированию ядерной программы Ирана. Астана дважды предоставляла площадку для переговоров Ирану и «шестерке» международных посредников. Поэтому, как сказал «НГ» директор международных программ Института национальной стратегии России Юрий Солозобов, «для Казахстана снятие санкций с Ирана не стало неожиданностью». «Казахстан все это время аккуратно развивал сотрудничество с Ираном, готовил инфраструктурные проекты для наращивания сотрудничества в постсанкционый период.

В прошлом году была запущена железная дорога Казахстан–Туркменистан–Иран. Второй транспортный узел – порт Актау на Каспии. Казахстан найдет в Иране широкий рынок для своих товаров, в частности металлопроката, зерна и др. Тегеран, который в настоящее время готовится к экономическому рывку, будет заинтересован в получении казахстанской металлургической, сельскохозяйственной и иной продукции», – сказал эксперт. Эксперт также обратил внимание, что через порт Актау шли своповые поставки сырой иранской нефти, что давало возможность для бесперебойной работы порта. «Сейчас принято решение построить в Мангыстаусской области четвертый нефтеперерабатывающий завод. Это даст дополнительные возможности для расширения сотрудничества в энергосфере», – сказал Солозобов.

Эксперт обратил внимание на то, что в новых условиях сотрудничество Ирана и Казахстана будет идти в другой плоскости. «Казахстанско-иранский бизнес-форум станет площадкой для совместной работы научных и образовательных организаций, производственных предприятий. На форуме будут обсуждаться не сырьевые отрасли, а разработки казахстанских и иранских компаний в области информационных технологий, телекоммуникации, сельскохозяйственного оборудования и машиностроения. Иран как ближайший сосед Казахстана может быть очень эффективным партнером в этих областях. Поэтому идея, что Казахстан становится мостом между Востоком и Западом, уже не декларативная, а рабочая формула внешнеэкономической политики Астаны», – отметил Юрий Солозобов.

В Ереване назвали Армению воротами в ЕАЭС для Ирана. Очевидно, что уже в скором времени актуализируются многие замороженные из-за санкций двусторонние проекты. Речь, в частности, идет о строительстве новых ГЭС на пограничной реке Аракс, а также новых линий электропередачи. Армения, как известно, получает определенный объем иранского газа, за который расплачивается производимой электроэнергией. Эта бизнес-схема может быть расширена. Не исключено, что будут найдены инвесторы для строительства железной дороги между двумя странами. Об этом на днях сказал президент Армении Серж Саргсян, выступая на саммите ШОС в Уфе. По его словам, сопряжения евразийской интеграции и инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» могут, гармонично взаимодействуя, обеспечить в перспективе выход на новый уровень реализации крупных инфраструктурных и транспортных проектов.

Есть ожидания, что активизируется строительство автомагистрали, которая свяжет армянский город Мегри на границе с Ираном и грузинский Батуми. Эта дорога станет важным отрезком на пути от Персидского залива к Черному морю. После снятия санкций с иранских банков эти и многие другие проекты могут быть реализованы.

«Воодушевление, которое переживают в Армении, объяснимо. Одна из двух стран, с которыми у нас есть функционирующая граница, будет освобождена от гнета международных экономических санкций. Определенное оживление двустороннего сотрудничества это, разумеется, вызовет – не столько потому, что санкции сдерживали торговлю между Арменией и Ираном, сколько в контексте перспектив экономического бума в соседней мощной региональной державе», – сказал «НГ» президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.

Что касается возможностей Армении послужить для Ирана окном для связей с внешним миром, включая экспорт энергоносителей, Навасардян склонен больше доверять мнению скептиков, нежели оптимистов. «Если речь идет о западном направлении, то Турция и логистически, и географически гораздо более выгодный транзитный коридор, чем армяно-грузинский. И акцент на традиционные противоречия между этими странами вряд ли уместен, в нынешней ситуации и в Тегеране, и в Анкаре будет преобладать прагматический подход», – сказал ереванский аналитик.

По его мнению, выход Ирана на рынок ЕАЭС также мало что сулит Армении, которая не имеет общих границ ни с одним из евразийских партнеров и сообщается с Россией через Грузию. Ирану гораздо проще будет использовать для транзита Азербайджан, который в последние месяцы демонстрирует все большую заинтересованность в том, чтобы взаимодействовать как с ЕЭАС, так и с ШОС.

С точки зрения обеспечения энергетической безопасности Армении за счет поставок иранских газа и нефтепродуктов ситуация также довольно туманна. «Ереван фактически отказался от суверенитета в вопросах газоснабжения, передав его «Газпрому». И насколько российская госкорпорация будет заинтересована дифференцировать источники поступления этого топлива в Армению, отдавая долю собственного рынка Ирану, вопрос сложный.

Есть основания полагать, что активное развитие торгово-экономических и финансовых взаимосвязей со странами ЕАЭС в обозримой перспективе послужит стимулом для еще большего сближения Ирана с интеграционным объединением. Поэтому не исключено, что между ЕАЭС и Тегераном через некоторое время могут начаться переговоры о создании зоны свободной торговли, подобно тем, что недавно произошли между ЕАЭС и Вьетнамом.

Независимая газета

Похожие публикации:


Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть:


Добавить комментарий:

Написать нам


    Ваше имя

    Ваш e-mail

    или телефон (c кодом):

    Сообщение

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Международный транспорт
    и таможенное оформление

    Санкт-Петербург
    +7 812 936 01 98
    +7 812 645 04 37
    Хельсинки
    +358 46 81 05 999