Новости таможенного законодательства
Санкции, введенные на поставки в Россию товаров из целого ряда стран могут подтолкнуть власти России к легализации в нашей стране параллельного импорта.
Каковы риски и последствия этого шага, если Федеральная Антимонопольная Служба все же добьется своего и соответствующий пакет документов будет наконец подписан?
На сегодня ввоз брендовых товаров на территорию России разрешен либо самим правообладателем торговой марки или его законными представителями. В случае легализации параллельного импорта бренды смогут завозить любые импортеры — и по любой цене.
Это конечно, снижает для внутреннего потребительского рынка давления внешних санкций, но существенно подрывает репутацию страны. На практике поставки товаров на внутренний рынок пойдут в обход официальных дистрибьюторов.
ФАС настаивает на том, что общественное мнение получателей в России будет, несомненно, на стороне новых правовых норм таможенного законодательства. Изучение данного проекта велось несколькими ведомствами — ФАС, Минэкономики, Минпромторгом, Минобрнауки и Федеральной таможенной службой. Подготовлен целый пакет поправок, что означает серьезность намерений.
Ранее первый вице-премьер И.Шувалов уже упоминал в прессе о возможности введения параллельного импорта и постепенного перехода на новые условия в таможенном законодательстве с плавным переходом (поэтапно) к новому правовому режиму к январю 2020 года.
Конечно, в данном документе будут прописаны исключительные права для компаний, которые ведут интенсивную экономическую деятельность на территории России и разместили здесь свои производства. Для начала в список параллельного импорта решено включить некоторые виды продуктов, косметику и парфюмерию, а также запчасти к автомобилям.
После первого этапа будет сделан мониторинг о состоянии рынка этих товаров и общих последствий введения параллельного импорта на эти группы товаров. По результатам этого мониторинга будет принято решения либо о продолжении расширения группы товаров, подпадающих под новые разрешительные таможенные правила, либо, в случае негативных последствий – отказа от введения новых правил.
Есть целые группы товаров, поставки которых, сорванные введением санкций, угрожают экономической безопасности нашей страны.
Это те товары, аналоги которых совсем не производятся внутри страны:
- Сотовые телефоны
- Оборудование для телекомунникаций
- Самолеты
- Микроэлектроника
- Лекарства
- Станки и оборудование для промышленности
- Комплектующие для электроники, а также многие другие товары.
ФАС планирует ввести параллельный импорт в первую очередь, именно на эти товары. Если официальные дистрибьюторы окажутся связанными обязательствами своих стран (экспортеров), то список будет дополняться ежемесячно – параллельно с введением санкций на поставки в нашу страну.
Ещё одна большая часть затрат государства – это госзакупки. Они осуществляются в данный момент (ноябрь 2014) в строгом соответствии с действующим таможенным законодательством и не позволяют закупать товары по схеме параллельного импорта. Государственные органы уже сейчас терпят многомиллионные потери в валюте из-за вынужденного замещения импорта и срыва сроков контрактов по закупке необходимого. В Госдуме предупреждают – страна уйдет на длинные зимние каникулы, и в системе госпоставок может образоваться зияющая дыра.
Власти настаивают на скорейшем принятии данного документа, несмотря на то, что принят он будет «сырым» и может оказать некоторое негативное влияние на деятельность таможни, как это уже случилось летом, после поспешного введения ответных санкций со стороны России. В результате чего, внутренний рынок был мгновенно закрыт от стоящих перед таможенным шлагбаумом груженых автопоездов с «запрещенным к ввозу товаром».
В России есть также мощное лобби противников новых таможенных правил. Это, в частности, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. Именно они в первую очередь могут очень сильно пострадать от возможной волны контрафакта. Это не только разорит торговые сети, но и нанесет невиданный репутационный ущерб по России, как страны, привечающей и покрывающей фальсификат, считает эксперт в сфере компьютерных технологий, А.Гуськов.
В качестве примирения двух противоположных точек зрения, следует заметить, что паралелльный импорт существует в подавляющем большинстве стран. Однако, понимая какой мощный инструмент влияния на производителей он представляет, страны- экспортеры вводят его исключительно частично, и только ради защиты своего внутреннего рынка. Именно поэтому предлагается вводить подобное законодательство в России постепенно и секторально.
Для России немаловажно доверие производителей, размещающих на нашей территории дочерние предприятия и инвестирующих в создание рабочих мест. В отношении этих компаний и их продукции нормы параллельного импорта вводить не будут в любом случае.
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: