Новый закон о грузоперевозках
Перевозчик по договору — слабое место нового закона о грузоперевозках
В отечественном законодательстве такое понятие как «перевозчик по договору» реализуется с помощью заключения сделки о транспортной экспедиции. В этом случае прием имущества экспедитором осуществляется только с выдачей экспедиторской расписки (в определенном форме, также описанной в законе), и последующим заключением договоров перевозки с остальными перевозчиками, только при условии личного отпуска и приема груза по ТТН – обязательные условия.
Если хотя бы одно из этих положений не соблюдается, такая сделка квалифицируется уже как исключительно посредническая, и может подвергаться сомнению.
Изменения в сегодняшнем налоговом законодательстве направлены на защиту интересов реальных грузоперевозчиков, продавцов и покупателей услуг от незаконных действий посредников. Так, на основании федерального закона от 21 июля 2014 года (№ 238-ФЗ) участники договора поставки, которые не являются плательщиками НДС и выступают в качестве посредников сделки на основании контракта о транспортной экспедиции, обязаны вести журнал учета получения и выдачи счетов-фактур.
Когда-то такие обязательства были предусмотрены только для сторон, занимающих позицию посредника на основании соглашения поручения, комиссии или агентской сделки. Такие участники сделки обязаны были включать фиксирующиеся в журнале сведения при налоговой отчетности. Новое бухгалтерское и налоговое законодательство не позволяет принимать к бухгалтерскому учету документацию, учитывающую несуществующие моменты хозяйственной деятельности, в особенности те, что касаются обходящих закон сделок.
Как уже говорилось ранее, существует очевидная практика проведения агентского договора под прикрытием фиктивного договора поставки или ТЭД между грузоотправителем и рядом посредников. Посредники, являющиеся в реальности только диспетчерами, оказывая услуги по предоставлению транспорта, не участвуя в фактической передаче груза, не соблюдая установленные федеральным законом правила и требования к необходимой прозрачности посреднического контракта. Для того, чтобы скрыть факт такой деятельности, в накладных на имущество в графе грузоперевозчик указывают диспетчера, который в свою очередь декларирует тот факт, что якобы перевозит имущество самостоятельно на собственном автотранспорте, который в реальности ему не принадлежит.
На что необходимо обратить внимание автоперевозчику?
Такая схема вводит в заблуждение законного отправителя груза, осуществляется мошенническая процедура, ведущая к преднамеренному нарушению оговоренных ранее обязательств по контракту. Такие аферы — частое явление в сфере современных автоперевозок. Незаконные посреднические сделки помогают не только избежать уплаты существенной доли налогов, но и приводят к искусственно созданному конкурентному преимуществу перед настоящими грузоперевозчиками.
Реальность такова, что когда в основе доходности предпринимательской деятельности лежит возможность ухода от большого объема налоговых сборов, баланс цены-качества и прочие маркетинговые механизмы становятся не существенными факторами, или вовсе перестают работать. Неконтролируемый и постоянный рост таких незаконных посредников приводит к такой конкуренции на рынке международных грузоперевозок, которая уже негативно влияет на деятельность реальных, исправно соблюдающих законодательство перевозчиков.
Порой одна перевозка включает в себя до восьми посредников, в которой каждый, получая до 10 процентов с оплаты провоза, совершенно не интересуется конечным результатом сделки. При этом установленная законодательством для таких посреднических договоров прозрачность участниками не соблюдается, а контролирующие организации со своей стороны их не проверяют.
Для разрешения ситуации требуется лишить диспетчеров возможности контролировать и влиять на финансовые потоки, тщательнее следя за их деятельностью на уровне закона. До тех пор федеральный бюджет будет испытывать стабильный дефицит налоговых поступлений, а сфера законных автоперевозок обречена на постепенное вымирание.
Также можете ознакомиться с новыми статьями на сайте:
- Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации
- Перевозчик по договору — подводные камни грузоперевозки
- Таможенное оформление грузов переносят из крупных городов – страдает международная перевозка грузов
Смотрите также:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: