Закон моря
Ситуация, при которой в железнодорожных перевозках и в портах не совпадает законодательная база, не устраивает уже никого. Минтранс пока не может найти решение, которое позволило бы ОАО «РЖД» заключать эффективные соглашения с моряками.
Сегодня портовики работают по закону «О морских портах», где предусмотрено заключение узлового соглашения, а железнодорожники – по Уставу железных дорог, где предусмотрены договора на подачу и уборку вагонов. Несовпадение даже в терминах приводит к многочисленным проблемам на подъездных путях.
Как сообщил на научно-практической конференции «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и развитие смешанных сообщений» заместитель министра транспорта Сергей Аристов, сейчас министерство пытается согласовать позиции РЖД и Ассоциации морских торговых портов. Железнодорожники представили три проекта типового договора в зависимости от принадлежности портовых путей необщего пользования и локомотивной тяги на них, а Ассоциация – один универсальный проект.
«Мы бы могли скорее решить эту проблему взаимодействия РЖД с портами, если бы ранее приняли закон «О комбинированных (смешанных) перевозках, – говорит Сергей Аристов. – Но там не определён основной подход: или комбинированные перевозки осуществляются горизонтальными перевозчиками, заключающими между собой договора, или над ними должен быть определённый орган, который организует взаимодействие».
Правда, проблеме взаимодействия железнодорожников с портовиками уже много лет, и, когда стороны хотя бы приблизятся к её решению, никто сказать не может.
«На мой взгляд, основным негативным моментом, препятствующим эффективному взаимодействию между портами и железнодорожниками, является отсутствие правовой базы, – говорит первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. – Всем уже давно стало понятно, что такая странная правовая коллизия не устраивает никого, включая и самих владельцев портов. Каждые сутки не менее 100 составов стоит на подходах к портам. Как в этом случае можно говорить об улучшении сервиса для клиента, об увеличении средней скорости доставки грузов?»
Со своей стороны ОАО «РЖД», чтобы увеличить пропускные возможности основных направлений, приступило к реализации проектов, которые предполагают строительство дополнительных главных путей, удлинение станционной железнодорожной инфраструктуры, а также создание сети терминально-логистических центров (ТЛЦ). Как пояснил Вадим Морозов, предполагается создать три крупных сухих железнодорожных порта «Балтийский», «Приморский» и «Таманский», а также более 50 ТЛЦ в увязке с реконструкцией железнодорожной инфраструктуры. Крупные сухие порты облегчат перевозки на транспортных коридорах «Север – Юг» и «Запад – Восток».
Нужно реализовать комплекс согласованных мероприятий по развитию транспортной системы, включающий в себя как морские порты, так и железнодорожную инфраструктуру, а также операторов и экспедиторов, представляющих комплексную услугу в перевозке грузов в смешанном сообщении, подчеркнул Вадим Морозов.
Гудок
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: