Рынок грузоперевозок морским транспортом
В ноябре 2013 года DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка грузоперевозок морским транспортом. По итогам 2012 года объем перевозок морским транспортом составил 19,24 млн.т., а это всего 57,3% уровня 2011 года. Отметим, что в данном случае речь идет о перевозке грузов судами под российским флагом.
Причиной столь резкого снижения показателя стало в первую очередь изменение методологии статистического учета – с прошлого года перевозки судами смешенного плавания «река-море» относятся к перевозкам по внутренним водным путям. Однако наряду с этим можно выделить и ряд других факторов, оказавших влияние на рынок, в частности неблагоприятная ситуация в целом на мировом фрахтовом рынке, рост перевозок судами под «удобным флагом», а также снижение количества договоров на перевозку грузов судами под российским флагом.
На начало 2013 года общее количество судов, контролируемых Россией, увеличилось и составило 1 441 судно общим тоннажем более 20 млн. т. Из них в Российский международный реестр были включены 568 судов, что на 60% выше показателя на начало 2012 года. В частности по итогам 2012 года морской флот пополнился 41 новым транспортным судном общим дедвейтом более 1 млн. т., в 2013 году ожидается ввод в эксплуатацию еще 22 единиц флота.В то же время стоит отметить, что грузооборот морских портов России на протяжении последних лет демонстрирует уверенный рост, так если по итогам 2011 года объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 1,8%, то по итогам 2012 года – почти на 6%, составив 567,1 млн. т.
По итогам же 9 месяцев 2013 года показатель продемонстрировал рост еще на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 437,7 млн.т. Как отмечают в Росморречфлоте, рост перевалки грузов в первую очередь обеспечивается за счет развития портовой инфраструктуры: по итогам 2012 года прирост мощностей морских портов России составил 9% или 72,% млн.т. В результате по состоянию на начало 2013 года в России действует 63 морских порта общей мощностью 863 млн. т. в год.
Отметим, что рост показателей перевалки характерен как для сухих грузов, доля которых в общем объеме составляет более 40%, так и наливных, доля которых порядка 55-60%. При этом основным направлением является экспорт, на долю которого приходится практически 80% грузооборота. Среди же бассейнов лидирующие позиции занимают Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный. Крупнейшими портовыми центрами являются Новороссийск, Санкт-Петербург, Туапсе и Восточный. Согласно планам Правительства уже к гг. общий объем перевалки морскими портами составит порядка 740 млн.т., а к 2020 году – 879 млн. т.
Похожие публикации:
Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть: