Международный транспорт
и таможенное оформление

Хельсинки
+358 46 81 05 999
Санкт-Петербург
+7 812 936 01 98
+7 812 645 04 37

Поиск по сайту

Статьи

Утилизационный сбор: подробный разбор

1 ноября 2012
Первые результаты утилизационного сбора

Первые результаты утилизационного сбора

Главную свою задачу, а именно — чтобы после присоединения ко Всемирной ТОрговой Организации на нашем автомобильной рынке всё осталось по-прежнему — утилизационный сбор по итогам сентября-месяца выполняет удачно. Что до защиты рынка от массового на него проникновения подержанных иномарок, то данная функция пока что выполняется лишь в сегменте грузвых авто.

Самыми большими темпами на отечественном авторынке увеличивается импорт подержанных иномарок: за три прошедших квартала этого года — на 75%. Эту информацию опубликовал директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Тимур Микая, сообщает «Автостат». В то же время продажи легковых машин выросли за этот период только на 18%, новых импортных автомобилей — на 6,9%, иномарок, произведенных на территории России, — на 37,2%, а продажи отечественных брендов упали на 10,2%.
Если говорить о влиянии утилизационного сбора на объемы импорта, то, по мнению участ­ников рынка, он свою задачу выполнил — скомпенсировал снижение ввозных пошлин, что на ценах никак не отразилось. Однако не у всех производителей: Toyota о повышении цен из-за утилизационного сбора заявила еще в конце августа.
По информации «Газеты.ру», спад ввоза импортных машин таможенники отмечали в первые несколько недель сентября: по разным категориям транспорта в 2,5-5 раз по сравнению с августом. Однако этот месяц не показателен, поскольку автоперегонщики массово пытались ввезти иномарки до 1 сентября, чтобы не платить утилизационный сбор, и потому импорт сильно вырос. Сейчас наступило естественное затишье, так как теперь все ввезенное надо продать. По мнению экспертов, к новому году рынок реанимируется, вернется к своим среднестатистическим показателям. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в сентябре уменьшился ввоз легковых авто из Японии, Кореи и Германии.
Но если рынок легковых машин утилизационный сбор затронул незначительно, то рынок грузовиков «просел» серьезно. По информации ФТС, в сентябре ввоз машин из Южной Кореи и Китая упал на 89-97%, а из Таиланда — в 3,5 раза. Сильнее всего пострадал сегмент тяжелых грузовиков. Незначительный рост показал лишь импорт машин из Японии. Снижение поставок грузовых автомобилей произошло и у европейских импортеров: из Германии — более чем втрое, до 336 грузовиков, из Италии — почти в пять раз, до 226 машин, из Франции — втрое, до 162 единиц, из Швеции — в 4,5 раза, до 20 машин. Кроме того, снизился импорт автомобилей из Украины, которая в качестве ответной меры тоже ввела свой утилизационный сбор, и из Узбекистана.
Причины снижения импорта грузовиков — те же, что и на рынке легковых: неразбериха с документами, возникшая после введения утилизационного сбора на таможнях, и увеличение импорта в августе. Аналогичен и прогноз: в перспективе импорт хоть и медленно, но будет расти.
В целом свою функцию защиты российского грузового рынка от импорта утилизационный сбор пока выполняет. Тем не менее доля отечественных автопроизводителей, пока еще сохраняющих лидирующие позиции на внутреннем рынке коммерческого транспорта, постепенно сокращается, пишет «Российская бизнес-газета». По данным консалтинговой компании «АСМ-Холдинг», за 8 месяцев 2012 года было выпущено более 113 тыс. отечественных автомобилей, почти 19 тыс. машин зарубежных марок собрано в России и 103 тыс. ввезено. Из импортных грузовиков до начала действия утилизационного сбора больше всего покупали корейские Hyundai. За 8 месяцев этого года в Россию пришло 8,9 тыс. машин этой марки. Второе место поделили MAN и Ford, поставившие на наш рынок по 7 тыс. грузовиков, за ними по убывающей идут Mercedes (6,4 тыс.), Volvo (3 тыс.), IVECO (3,1 тыс.), Scania (2,9 тыс.). Сборочные производства иностранных моделей в России распределили места следующим образом: в Калуге выпущено 2,9 тыс. грузовиков Volvo и 944 Renault, в Санкт-Петербурге — 558 Scania.
Что касается второй задачи утилизационного сбора — создания утилизационной отрасли, то в этой сфере пока можно уже говорить о первых декларациях.
Министерство промышленности и торговли России установило автопроизводителям срок — до 31 октября — для подачи списков пунктов, где можно будет сдать автомобиль на утилизацию. По словам замглавы Минпромторга Алексея Рахманова, производители, которые не сформируют такие пункты, должны будут уплатить утилизационный сбор. Одно из обязательных требований положения об утилизационном сборе — автопроизводителю необходимо иметь сеть точек по приему автохлама. Эта сеть должна охватывать все российские регионы и города с населением свыше полумиллиона человек. По данным Минпромторга, таких городов в России насчитывается 35.
Как сообщают «Ведомости», пункты сбора машин, подлежащих утилизации, будут организованы автопроизводителями в собственных дилерских центрах. Что касается собственно утилизации, то «АвтоВАЗ» и «Соллерс» планируют делать это на базе как своих пром­площадок, так и сторонних организаций. «Группа ГАЗ» пока рассчитывает на партнерские организации, вопрос об утилизации своими силами пока только рассматривается.
Volkswagen с помощью парт­неров намерен не только утилизировать машины, но и с их помощью создавать пункты приема. В Renault изучают различные варианты создания утилизационного комплекса, в том числе в рамках альянса Renault-Nissan с «АвтоВАЗом».
О создании собственных утилизационных мощностей в России пока заявила только Toyota. Руководители Toyota Tsysho Corporation предложили властям Московской области построить в регионе завод по утилизации, и те уже заявили о готовности оказать содействие компании. По информации РИА «Новости», делегация правительства Московской области в конце октября посетила с рабочим визитом Японию, где встретилась с руководителями 24 крупных транснациональных компаний и обсудила возможность сотрудничества в сфере строительства мусороперерабатывающего завода, технопарка и завода по утилизации старых автомобилей.
Японцы обещают создать в Подмосковье уникальный завод, аналогов которому в России еще нет, а сам процесс утилизации сделать экологически чистым и ресурсоэффективным. А в перспективе этот опыт может быть распространен на всю страну, поскольку, по прогнозам, в недалеком будущем в России будет утилизироваться не менее трех миллионов автомобилей в год.
По данным эксперта компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, для переработки необходимого количества автомобилей РФ потребуется около 30 шредерных заводов. При этом сейчас таких предприятий в стране всего шесть. А создание инфраструктуры по утилизации машин потребует вложения 2 миллиардов долларов. Согласно данным Алексея Рахманова, на 17 октября поступления в бюджет от утилизационных сборов импортеров составили 4,8 миллиарда рублей. На эти деньги государство планирует помогать бизнесу создавать утилизационные центры и финансово покрывать их неэффективность, пока они не выйдут на необходимую загрузку — 50-100 тысяч автомобилей в год.

По данным «Биржа»

Похожие публикации:


Сохраните к себе на стену, чтобы не забыть:


Написать нам


    Ваше имя

    Ваш e-mail

    или телефон (c кодом):

    Сообщение

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Международный транспорт
    и таможенное оформление

    Санкт-Петербург
    +7 812 936 01 98
    +7 812 645 04 37
    Хельсинки
    +358 46 81 05 999